$ 66.16 -0.09
77.68 -0.39

"Мы завоюем доверие людей"

27 апреля 2018, 17:00
"Мы завоюем доверие людей"
Михаил Андреев
Директор филиала АО "Управление отходами" "Региональный оператор Саратовской области"

В Саратове и 20 районах Саратовской области в ближайшее время коренным образом изменится система вывоза мусора. Будут введены единые и довольно высокие стандарты комплексной коммунальной услуги по обращению с мусором, мусоровывозящие организации пройдут открытый аукцион, по итогам которого с победителями заключат контракты на выполнение этой услуги. О том, как это будет происходить и что даст обывателям новая система, корреспондент "СарИнформа" поговорил с директором филиала АО "Управление отходами" "Региональный оператор Саратовской области" Михаилом Андреевым.

- Представители правительства области заявили о том, что регион выходит на новый уровень решения проблем с мусором. Много говорится о том, что повысится экологичность и качество работы. Что это: необходимость? Бизнес? Что в приоритете у вашей компании?

- В приоритете сначала порядок, отсутствие мусора, чистота. Это экологическая защищенность области от коммунальных отходов. Во вторую очередь, конечно, это бизнес. Но управляемый государством бизнес с четкими стандартами и критериями оказания услуги людям. Этот бизнес должен быть интересен тем, кто вывозит мусор и его перерабатывает — всем, кто есть в этой цепочке. Но и люди не должны переплатить, цена услуги будет справедливой, и за этим следит государство. Как только новая схема работы будет налажена и станет функционировать правильно, выиграют все: и жители, и организации, которые работают на этом рынке, и власть.

- Расскажите подробнее: какие изменения ждут регион?

- В конце года в Саратовской области, точнее, в ее части — это все Заволжье, город Саратов, Хвалынский и Вольский районы - был по конкурсу выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Победителем стало АО "Управление отходам"». Теперь полномочия по отбору организаций, которые будут заниматься вывозом мусора на этой территории, возложены на нас. Это меняет всю систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь проблему будут решать не муниципальные власти, не каждый район по-своему, а по единым нормативам с централизованным контролем качества и оплатой этой услуги. Задача регоператора: аккумулировать средства населения за вывоз мусора, выбрать подрядчиков, наладить потоки вывоза, обработки и захоронения ТКО и контролировать качество их работы.

- Тарифы регулируются на областном уровне?

- Да. Тариф определяет структура затрат. Цена обработки и захоронения нам известна, цена вывоза будет установлена на открытых аукционах "на понижение". Структура затрат предоставляется в комитет по тарифам и он уже устанавливает справедливый тариф. По нашим предварительным расчетам, в некоторых районах стоимость комплексной услуги не то что не вырастет, а даже снизится. А насколько и где стоимость вывоза мусора подешевеет - покажут торги. Каждый, кто желает заняться этим бизнесом, может опустить стартовую цену и показать ту, за которую он будет готов оказывать услугу. Наверное, мусоровывозящим компаниям это будет не очень приятно. Но время сверхприбылей для них кончилась, такова реальность. Важно понимать: для нас регулирование тарифа не означает, что мы хотим задрать стоимость услуги.

- В тариф входит сбор и доставка отходов на мусороперегрузочные станции?

- Да, сбор и доставка, а также обработка и захоронение на экологически безопасных полигонах, то есть полный цикл.

- А как будут идти торги?

- По Саратову и 20 районам области, по которым мы работаем, сформировано 19 лотов. Можно участвовать в торгах по любому из них или по всем. Открытый аукцион может расширить географию участников. Важно только соответствовать квалификационным требованиям.

- Почему именно 19 лотов? Как они формировались и что вы при этом учитывали? Расстояние, плотность населения, еще какие-то параметры?

- И это, и многое другое. Например, данные муниципалитетов об имеющихся объемах, логистику. Покупать для вывоза мусора машину, которая стоит пять миллионов, чтобы убирать один поселок, экономически нецелесообразно. Мы сформировали такие лоты, чтобы они были привлекательны.

- То есть несколько соседних районов войдут в один лот?

- Да. Например, Новоузенск, Питерка и Алгай — один лот. В Саратове каждый район — один. Энгельс плюс Ровное — еще один: это недалеко, и в Ровном население не настолько большое, чтобы формировать отдельный лот. Балаково — три лота.

- Считаете, на торгах будет конкуренция?

- Думаю, что будет. В Саратове она имеется. В районных центрах ситуацию мы изучили. Муниципальные предприятия готовы участвовать в наших торгах.

- Не будет ли сложности с выбором подрядчиков, с их опытностью и добросовестностью?

- Есть бизнесмены, которые готовы работать в этой новой для них ситуации. Они понимают, что тариф устанавливается регионом, а наша задача - контролировать высокое качество оказываемых услуг в соответствии с законодательством. Мы воспринимаем их как партнеров и не устраиваем передел рынка.

- Когда пройдут торги?

- Аукционы будем объявлять уже в мае. Подведем итоги, после этого обратимся в комитет по регулированию тарифов за тарифом. После этого мы начинаем непосредственную работу с населением и с организациями. Рассчитываем в том числе и с помощью СМИ донести до потенциальных участников конкурсов данную информацию. Надеемся, что придут не только те, кто уже работал на этом рынке, появятся и другие, может быть, со свежими мыслями, со свежими идеями, которые позволят нам более качественно оказывать эту услугу. Поэтому мы не зацикливаемся на тех организациях, которые работают сейчас. И эти пусть работают, и другие. Для всех условия одинаковые, ни у кого нет приоритета, все открыто и прозрачно.

- Вы говорили о том, что в некоторые лоты включено несколько районов. Например, выигрывает конкурс по Александрову Гаю новоузенское предприятие. Не получится ли, что у него расходы только на топливо будут дороже, чем тариф на вывоз? И что делать двум остальным МУПам— из Питерки и Алгая?

- Компании могут объединяться. Например, одна из них выигрывает лот и распределяет субподряд между двумя другими. Это ничем не запрещено и не ограничено. Все, что для этого нужно — уметь договариваться и выполнять обязательства. Но ответственность за субподрядчиков целиком и полностью несет победитель конкурса.

- Теперь исполнители вместо того, чтобы везти отходы на свой муниципальный полигон, будут передавать их в "Управление отходами"?

- Да. Те, кто будут работать по итогам конкурсов, повезут мусор на ближайшую мусороперегрузочную станцию с учетом логистики и других параметров. Они есть в каждом районе на нашей территории ответственности. В Саратове мы запускаем две высокопроизводительные мусороперегрузочные станции. Их мощность соответствует тем объемам отходов, которые накапливает население.

- А обыватели готовы к тому, что это теперь — отдельная услуга, и за нее нужно платить? Спрашиваю не просто так, потому что сам сталкивался: на окраинах Саратова люди в 90-е отказывались от платежей за вывоз мусора. В селах, наверное, с этим будет еще сложнее. Люди веками привыкали: я мусор закопаю в углу огорода, и он будет там валяться. И проблемы, наверное, вы тоже уже почувствовали — при входе в райцентры, села, частный сектор. Насколько это вообще реально- убедить людей, чтобы они не только выбрасывали мусор в определенные места, но и в том, чтобы они платили за его вывоз. В некоторых районах Подмосковья эта проблема весьма остра.

- Вы абсолютно правы. Теперь появится плата там, где она никогда не взималась. Это проблема, но не только в малых населенных пунктах. Смотрю на Саратов и понимаю, что нас как жителей тоже не все устраивает. В центре города все более-менее нормально: убирают, есть места для контейнеров. И в районных центрах, где-то лучше, где-то хуже — тоже убирают мусор. А если взять окраины города — частный сектор или новые поселки — то кое-где работу надо начинать с нуля. И в селах, особенно дальних, конечно, есть проблема. Но в этом и состоит наша задача: донести до людей важность правильного обращения с мусором, убедить их в этом. Люди не говорят: "Мы не будем платить". Все говорят: "Мы готовы, вы только нам окажите достойную услугу". Даже в маленьких селах эта проблема стоит остро, все уже устали жить в мусоре и без тех, кто отвечает за его вывоз. Кто-то с соседом ругается из-за этого, кто-то уже убирает около своего дома. При поддержке власти, при участии нашей организации, с правильной разъяснительной работой мы наведем там порядок. Уверен, что мы справимся.

В той зоне, относительно которой у нас есть соглашение с региональным минприроды, надеюсь, мы сумеем за короткое время выправить положение и наладить работу. Главное — есть понимание у всех участников процесса, это очень радует. И у простых жителей, потому что ситуация с мусором уже перезрела. И у губернатора — в первую очередь благодаря его инициативе в Саратовской области появился филиал АО "Управление отходами". Сейчас область — один из лидеров по внедрению нового способа работы с отходами не только в ПФО, а по всей России. Уже введены в строй и работают два современнейших завода по обработке твердых коммунальных отходов. Текущая задача — загрузить их. Это нам по силам, объемы есть. Подчеркну, что потоки мусора не в овраг должны идти, не под дом соседу, а именно на сортировочные комплексы, на полигоны, чтобы мы обеспечили их переработку по концессионному соглашению и безопасное, экологичное захоронение того, что переработать нельзя.

- Вы упомянули правительство Саратовской области. Ваши обязанности понятны, прописаны в концессионном соглашении. Обеспечить сбор, сортировку, отправку на экологичное захоронение и переработку. В чем функция власти?

- Что касается власти, мы в первую очередь взаимодействуем с органами местного самоуправления: обеспечение вывоза мусора — это их задача. Поэтому мы сотрудничаем с местной властью. Кому, как не им, знать: где должно стоять пять бачков, а где и одного не нужно. Территориальную схему мы прорабатывали именно с ними. Правительство по концессионному соглашению наделило нас такими полномочиями. Прорабатываем транспортные потоки, места контейнерных площадок, логистику — когда и на какие перегрузочные станции откуда свозить отходы. Но это не постоянная величина, она меняется. Где-то стало больше жителей, где-то меньше, где-то надо качество работы повысить. Поэтому планируем с местной властью работать очень тесно. Еще одна функция местной власти — не допускать возникновения и роста несанкционированных свалок, которые стали бичом современного мира. Контролировать ситуацию, работать с населением, чтобы наши населенные пункты и их окрестности стали чище. Этими свалками тоже будем заниматься, но не одномоментно. В первую очередь необходимо остановить их рост, а после ликвидировать.

- Есть где-то проблемные моменты? Например, непонимание местных властей или недоверие тех, кто сейчас вывозит мусор?

- Местная власть двумя руками за решение проблемы, потому что все понимают: с мусором надо что-то делать. Да, есть осторожность, прощупывание почвы, что это будет и как. Это естественный процесс. Единственное, о чем они просят — приезжайте, мы готовы вместе с вами проехать, все показать, поговорить с населением, с потенциальными подрядчиками. Поэтому наши специалисты, инспекторы проводят много встреч, я выезжаю. Надо людям объяснять: для чего мы это делаем, зачем, как. Думаю, доверие людей мы завоюем. Просто надо понимать, что мы запустили долгосрочный проект. У нас срок договора - 10 лет, и дальше поработаем. Так что мы пришли в регион надолго и намерены решать проблему всерьез.

- А каково ваше личное отношение к проблеме мусора? Есть две противоположные точки зрения: чисто там, где не мусорят и чисто там, где убирают. Вам какая ближе и почему?

- По-своему верны оба варианта. Но мне ближе — "чисто там, где не мусорят". Потому что там, где больше первого, приходится делать меньше второго. На мой взгляд, в корне неверна та точка зрения, что убирать должны только специализированные организации. Наводить порядок должны все в округе — вокруг своего дома, офиса, своей организации и так далее — везде. Тогда везде будет чисто. Мы рады, что сможем помочь, работая на благо жителей.

Беседовал Дмитрий Хохлов

Ключевые слова (теги)

Комментарии пользователей

Бывший глава г.новоузенска.в новоузенске все растащил теперь сюда добрался

Бывший глава администрации города новоузенске.там всё растащил теперь сюда добрался.

тащить, работа такая. Поэтому и пенсионный возраст увеличивают.

Хотите что-то сказать?

Лисовский Сергей Михайлович
Лисовский Сергей Михайлович

«Мы слишком много внимания уделяем внешней политике»

Архив новостей

Опросы

Какая профессия сегодня интереснее всего вашим детям: